Что такое IPO и как оно работает?

IPO или первичное публичное размещение акций – это первое размещение компании на фондовой бирже. По сути, это то, как акции компании становятся доступными для покупки на фондовом рынке. Узнайте больше о том, как работают IPO и как в них можно инвестировать, ниже.

Акции компании обычно недоступны для покупки до тех пор, пока компания не проведет IPO.

Но что такое IPO?

Это процесс, при котором компания размещается на фондовой бирже и выпускает акции, которые может купить широкая публика. Другими словами, так компания становится частью фондового рынка.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, как работают IPO и как вы можете инвестировать в компанию, которая уже проводила их.

Что означает IPO?
IPO означает первичное публичное размещение акций. Первичное публичное предложение – это первый раз, когда акции компании котируются на фондовой бирже.

Его также иногда называют «плавающим» на фондовом рынке или «выходом на биржу». Однако последний термин немного вводит в заблуждение – компания иногда может быть «публичной», не котируясь на фондовой бирже.

С точки зрения компании, это способ привлечь значительный капитал путем продажи акций, то есть частей компании, инвесторам. Он также несет в себе определенную долю престижа и часто может представлять собой следующий шаг в планах роста фирмы.

Количество выпущенных акций и цена, по которой они продаются, определяют рыночную капитализацию компании.
Между тем для инвесторов IPO – это момент, когда акции компании становятся широко и легко доступными для торговли с помощью различных инструментов, таких как брокерские счета или ISA для акций и акций.

Акции сначала доступны на первичном рынке, где они выпускаются, а затем становятся предметом торговли на вторичном рынке, где они свободно покупаются и продаются как между розничными, так и институциональными инвесторами.

Розничные инвесторы – это индивидуальные инвесторы, действующие от своего имени, например, покупающие акции через брокерский счет, в то время как институциональные инвесторы, такие как хедж-фонды и пенсионные фонды, объединяют деньги нескольких людей и вкладывают их для них. Институциональные инвесторы обычно работают в гораздо большем масштабе, чем розничные инвесторы.

Как работает IPO?
Есть несколько этапов первичного публичного размещения акций, прежде чем они дойдут до момента, когда инвесторы смогут покупать акции.

1. Выбор инвестиционного банка
Чтобы начать процесс IPO, компании потребуется назначить разных консультантов, самым важным из которых является инвестиционный банк.

Инвестиционный банк не только проконсультирует компанию по вопросам IPO, но и будет гарантировать первичное публичное размещение акций.

В контексте IPO андеррайтер гарантирует, что продаст определенное количество акций компании за вознаграждение, и обещает купить любые акции, которые не были куплены.

В андеррайтинге банк принимает участие:

Ищем инвесторов для подписки на IPO, часто в рамках официального роуд-шоу.
Помогаем установить цену размещения и количество акций IPO после оценки риска и уровня интереса.
Содействие продаже акций тем инвесторам, которые подписались на IPO.
В некоторых случаях «стабилизация» цены акций после начала IPO.

2. Регистрация на бирже.
Компании также необходимо решить, на какой фондовой бирже проводить листинг. Каждая биржа – например, Лондонская фондовая биржа (LSE) или Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) – имеет свои собственные требования и листинговые сборы.

Кроме того, каждый из них будет иметь свои преимущества, такие как различные уровни воздействия и доступ к капиталу.

Затем компания должна будет подать заявление о регистрации в комиссию, отвечающую за обмен.

Для Лондонской фондовой биржи это Управление финансового поведения (FCA), а для NYSE – Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).

3. День IPO.
После того, как заявка была одобрена, цена размещения была согласована и инвесторы подписались, наступает время для фактического IPO. Это произойдет в заранее установленный день.

По усмотрению андеррайтера инвесторы, подписавшиеся на IPO, купят выделенное им количество акций по согласованной окончательной цене размещения. Это произойдет до открытия биржи, на первичном рынке.

Однако после того, как на фондовой бирже прозвенел первый звонок, акции компании не будут доступны сразу.

Прежде чем это произойдет, биржа будет получать и записывать предложения о покупке и продаже акций компании на вторичном рынке – то, что большинство людей понимает под фондовым рынком. Это делается для того, чтобы установить цену открытия с помощью назначенного маркет-мейкера.

Вот почему может быть разница между ценой размещения компании и ее начальной ценой. Последнее продиктовано спросом и предложением на вторичном рынке.

Хотя это не всегда так, IPO, как правило, преуспевают или становятся «популярными» после своего дебюта. Например, в период с 1980 по 2020 год средняя доходность в первый день акции, размещенной на NASDAQ, составляла 18,4%.

Альтернативы IPO
Хотя это наиболее распространенный вариант, IPO – не единственный способ, которым компания может стать торгуемым лицом на фондовом рынке.

Прямой листинг
Если компания уже обеспечила несколько раундов частного финансирования, она может не чувствовать необходимости привлекать дополнительный капитал посредством IPO.

В этом случае компания может зарегистрироваться на фондовой бирже – и, следовательно, стать широко торгуемой – посредством прямого листинга.

Поступая таким образом, компания избежала бы многих сборов и условий, необходимых для первичного публичного размещения акций.

В таком случае цена открытия компании будет полностью определяться спросом на вторичном рынке.

SPAC
SPAC, или компания специального назначения, становится все более популярным методом плавания на фондовом рынке.

Здесь компания-оболочка, обычно создаваемая частными инвестиционными компаниями или венчурными капиталистами, проходит ускоренный процесс IPO с будущей целью слияния с компанией, не котирующейся на бирже.

Это позволяет приобретенной компании дебютировать на фондовом рынке без затрат на собственно IPO и дает ей более быстрый доступ к уже привлеченному капиталу.

SPAC часто создаются без учета конкретного приобретения, а это означает, что любой, кто инвестирует в SPAC, берет на себя риск возможного приобретения.

В то же время для розничных инвесторов это способ доступа к IPO, который традиционно был прерогативой институциональных инвесторов.

Каков пример первичного публичного размещения акций?
Обычно в год проводятся сотни IPO со всего мира. Однако некоторые из них привлекают гораздо больше внимания, чем другие, и могут служить яркими примерами преимуществ и потенциальных недостатков плавания на фондовом рынке.

Также стоит отметить, что успех или неудача акций на IPO не обязательно отражают их долгосрочные рыночные показатели.

IPO Beyond Meat – инвесторы жаждут дебюта
Одно из самых крупных IPO 21 века произошло, когда 2 мая 2019 года компания Beyond Meat Inc., производитель мяса на растительной основе, стала котироваться на фондовой бирже NASDAQ.

Первоначальная цена предложения компании составляла 25 долларов за акцию, что подразумевает рыночную капитализацию в 1,46 миллиарда долларов.

Что касается вторичного рынка, то начальная цена Beyond Meat составляла 46 долларов.

В конце концов, Beyond Meat закрыла свой первый день торгов на уровне 65,75 доллара, что на 163% выше первоначальной цены размещения.

IPO Deliveroo – «худшее IPO в истории Лондона»
На другом конце спектра был дебют британской службы доставки еды Deliveroo PLC.

После нескольких лет частного финансирования Deliveroo объявила, что 31 марта 2021 года выйдет на Лондонскую фондовую биржу.

Из-за того, что он назвал «нестабильными» рыночными условиями, Deliveroo установила цену предложения ниже прогнозируемых 390 пенсов за акцию. Это дало бы компании рыночную капитализацию около 7,59 млрд фунтов стерлингов.

Однако, когда акции стали доступны, они упали на 30%. В конце концов, Deliveroo закрыла свою первую сессию по цене 287,45 пенсов за акцию, что на 26,3% ниже цены предложения.

Этот дебют был настолько катастрофическим, что банкир, участвовавший в запуске, назвал его «худшим IPO в истории Лондона».

Как инвестировать в IPO
Хотя в IPO преобладают институциональные инвесторы, розничные инвесторы могут участвовать в IPO как на первичном, так и на вторичном рынке.

На первичном рынке
Ранее на IPO были наложены ограничения, что означало, что только институциональные инвесторы могли полностью участвовать в первичном публичном размещении акций.

Однако теперь у розничных инвесторов появилась возможность провести IPO на первичном рынке.

Для этого вам сначала понадобится торговый счет с акциями у брокера, который заключил партнерские отношения с услугой, предлагающей размещение IPO индивидуальным инвесторам.

Затем вам необходимо «подписаться» на выбранное вами предстоящее IPO, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность в покупке акций после их включения в листинг.

На вторичном рынке
Более простой способ инвестировать в IPO – купить акции компании, как только они появятся на вторичном рынке.

Это может быть через ваш брокерский счет по продаже акций или через ISA по акциям.

Вы должны знать о ранней волатильности, связанной с акциями компаний, выходящих на фондовый рынок, и о потенциальной разнице между ценой предложения и возможной ценой открытия.

Следите за различными календарями IPO в Интернете, чтобы быть в курсе того, какие компании планируют IPO.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.